6Ж52п в триоде фонокорректор схема мир аудио

RIAA фонокорректор на E180f ( 6Ж9П)

Изначально для очередного корректора была выбрана схема Вадима Пузанова,
которая одна из лучших , что предлагают на сегодняшний день
разработчики в русскоязычной зоне интернета.
КОРРЕКТОР В.ПУЗАНОВА:


имеется много полезных статей , так же другие схемы автора и прочих разработчиков
как ламповых корректоров, так и усилителей НЧ.

Кризис конца 2014 года продиктовал свои условия и пришлось
заглянуть в свою «тумбочку» на наличие имеющихся под рукой
«подручных» деталек и лампочек для попытки создания своей
схемы корректора на основе изделия В.Пузанова.
Имеющийся опыт в построении ламповых УНЧ подсказывал,
что пора собрать корректор по своей схеме и с параметрами,
пригодными для дальнейшего его использования с современными
аудиокартами для оцифровки винила, что требует на выходе корректора
сигнал в 700-900мв.
После предыдущих сборок Ульяновского корректора на мэлзовских девятках с восьмёрками
и последнего опыта на Сергеевском корре с 6ф12п начального уровня выбор для построения корректора на пентоде
был решён окончательно.

В «тумбочке» нашлись новенькие Тесловские E180f , 6н6п и парочка новых светлановских 6П1П.
Почему бы на выходе не использовать великолепно зарекомендовавший
в однотактниках всем известного отличным звучанием в триодном включении аналога
октального тетрода 6П6С — 6П1П?

Решено.
По входу пентод E180f
На выходе в триоде 6П1П.

С первоначальным расчётом входного каскада мне
помог профессор А.Л.Гурский, за что выражаю ему огромная благодарность.

Выходной каскад был рассчитан быстро, общие коррективы введены
и за один вечер первоначальный вариант сырой схемы был получен.
Сборка, месяц на отслушивание на макете разных вариантов из того
совсем неаудиофильного, что нашлось в закормах,.
Оказалось, что даже на бедной базе деталей можно получить довольно неплохое звучание.
Стержень звука пойман, осталось обкатать макет какое то время , заменить элементную базу деталей на
более качественные и оформить всё в хороший корпус,
но уже сегодня схема работает и звук радует.
Всё необходимое для повторения схемы имеется на фото,
возникнут вопросы, пишите в комментариях.
С уважением, Ollleg.



В схеме для первого каскада приведены реальные замеры полученных
напряжений для отобранной пары E180f , при повторении корректора
они могут отличаться. Выравнять напряжение на аноде можно изменением
резистора в 120к, одинаковое напряжение на анодах пентода имеет большее
значение , нежели его равенство на 2й сетке.
Полученное напряжение в выходном каскаде на 6П1П полностью
соответствует расчётному.
Выходное сопротивление корректора порядка 2к
Выходное напряжение 800-900 мв



























Как же звучит данный корректор?

***- Устройство воспроизведения: электроника ЭП-017С
— Картридж: AT440 Mla
— Предварительный усилитель: Ламповый MM RIAA корректор E180F + 6П1П
— АЦП: Creative H-Fi Elite Pro
— Программа записи: Wavelab-6

Вот несколько последних оцифровок
с его применением:

***Для предпрослушивания в мп3-320
регистрация на сайте не требуется.

6Ж52п в триоде фонокорректор схема мир аудио

Листок
Datasheet

Александр, что это за провокационные разговорчики в строю? Типа ты не знаешь какие лампы употребляются в человечьих корректорах?? 8)
Отвечаю – WE 437, на худой конец DA-3 (это для первого каскада). Есть правда небольшой нюанс – 437-е стоят по 350 баксов за неподобранная штука в розница. На сумму 4-х неподобранных можно купить 500 шт. 6Ж52П, аналогом которой и является DA-3, потом пару месяцев поупражняться с ними и получить суперподобранные безмикрофонные пары в кол-ве на всю оставшуюся жизнь.

Надо бы ещё указать, что их ламп 6Ж52П приходится выбрасывать в мусорное ведро три лампы из четырёх из-за их микрофонного эффекта.
Ценным было бы наблюдение, лампы какого завода и каких выпусков являются наиболее «звучащими» из 6Ж52П.
Шалин

6ж52п в триодном включении имеет немного большую мощность и больший коэффициент усиления 65.

попробовал 6ж52п выпуск 1992 год. возбуждаются.
при уменьшении напряжения до 200 вольт возбуд прекратился.
у меня были 70х годов-все нормально при 250 вольтах
Сергеев

Читать еще:  68 Микрорайон кемерово план застройки

Высокая крутизна и линейность пентода 6Ж52П в сочетании с нагрузкой генератором тока в виде скоростного германиевого транзистора П605А позволяет получить достаточно большое усиление (к = 100) при работе на пассивную RIАА-цепочку и обойтись всего одним каскадом для ММ-головки

Теперь о деталях: самая капризная штука здесь – 6Ж52П! Наш корректор – вещь ручной индивидуальной работы, а потому необходим подбор: применяются лампы только новые, выпущенные после 1991 г., не бывшие в употреблении. Дело в том, что в телевизорах УЛПЦТ-61 (а именно оттуда они чаще всего и попадают на рынок) лампы установлены горизонтально, и после длительной эксплуатации из-за провисания электродов возникает неустранимый шум и звон, совершенно недопустимый в нашем случае. К сожалению, «поющие» экземпляры встречаются и среди новеньких, так что покупайте с запасом – на хорошую вещь нужно немного потратиться

Вчера испытал 6Ж52П (триодн.вкл) с дроссельной нагрузкой в аноде (R=157 Ом, L=30 Гн). Смещение 1.4В, ток 20мА, на аноде 245В.
Коэф. усиления 80. С лампой 300В на выходе очень даже неплохо звучит.
Воевода

Что-то маловато смещение.
У меня при 225 вольт и токе 20 ма уже 1,6в было. Видно очень разнятся лампы.
Шалин

И наконец, в 1968 году сделаны наиболее совеpшенные из всех шиpокополосных
ламп.
6Ж52П с кpутизной 55 мА/В пpи межэлектpодных емкостях пpимеpно как у 6Ж11П.
6Ж52П выпускалась по двум pазличным ТУ. Одна – для спецпpименений,
шиpокополосных усилителей малого сигнала. Дpугая – с увеличенной мощностью
pассеяния на аноде, для выходных усилителей, в основном в цветных телевизоpах,
где она pаботала в видеоусилителе яpкостного сигнала, сpазу на тpи катода
цветного кинескопа (цветное изобpажение получалось путем подачи на все катоды
яpкостного сигнала, а на модулятоpы – pазных цветноpазностных сигналов).
Очень хоpошо в этих лампах подавлен динатpонный эффект, что обеспечивается
сочетанием обьемного заpяда между втоpой сеткой и анодом, дающего минимум
потенциала, и камеpного анода – анод имеет глубокие углубления (камеpы),
благодаpя чему выбитые из анода втоpичные электpоны поглощаются стенками камеp,
не достигая втоpой сетки. Это позволило установить для 6Ж52П штатный pежим с
напpяжением анода в полтоpа pаза меньшим, чем напpяжение втоpой сетки.
Пониженный ток втоpой сетки в этих лампах достигнут пpименением для втоpой
сетки тонкой пpоволоки.
pogorily

Я уже писал ранее, что при анодном 200 вольт микрофонный эффект и свист намного меньше проявляется.
Сергеев Сергей

6Ж52П – Мю= 64–70 , Ri1k
Манаков

6Ж52П в триоде мю = 80, S = 50 ма/в, Ri = 1,6 ком
Шалин

А вы стабилизировали анодное? это очень важно.
6ж52п из-за микрофонного эффекта придает звуку как бы ревербирацию.
Получается эффект большого зала. Многим это нравится. 6с45п более аналитична.
Сергеев Сергей

Входным пентодом неплохо бы поставить 6Ж52П, как наиболее токовый из всех наших пентодов. Даже скажу совсем страшный секрет: 6Ж52П 1980 года выпуска ОЧЕНЬ МАЛО МИКРОФОНЯТ. Можно применять во входной цепи корректора. (Всё! Теперь взлетят цены на этот год выпуска! )
Шалин

6ж52п работающая на транс. устроила меня нетолько своей крутизной.Эта лампа в триоде имеет очень богатый и насыщенный звук в плане обертонов! мне нравится. попробуйте найти хотябы похожий триод.
Лампа должна работать только на транс!
Все остальные включения, не музыкальны!
atal

Поддерживаю! Оно стоит того, чтобы из десятков экземпляров выбрать что-то более-менее немикрофонящее.
eugen@3B

6Ж52п в триоде фонокорректор схема мир аудио

Предусилитель-корректор RIAA «PHARAON».

Предусилитель-корректор»PHARAON» был создан на основе моих представлений о звуке и элементной базе, а именно — только двублочная конструкция, трансформаторные каскады, кенотронные выпрямители, могучие дроссели, батарейное сеточное питание, отсутствие местной и общей ООС. Эти представления не претендуют на истину в последней инстанции, поэтому принимаются любые возражения и дополнения по конструкции. Название также довольно громкое, но внешний вид говорит сам за себя.

Читать еще:  La faenza официальный сайт

Полоса усиливаемых частот (по уровню -0,5дб) — 14Гц — 30кГц.
Точность следования RIAA — 0,5дб.
Входная чувствительность (ММ) — 5мВ.
Входная чувствительность (МC) — 0,25мВ.
Отношение сигнал-шум — 73дб.
Перегрузочная способность — 36дб.
Разделение каналов — 60дб.
Максимальный неискажённый выходной сигнал — 20,5В.
Выходное сопротивление — 16Ом.
Коэффициент усиления — 46дб.
Масса блока питания — 14кг.
Масса предусилителя-корректора — 9кг.

Особенности конструкции корректора

Данная конструкция обладает большой сложностью: огромным количеством намоточных элементов, а именно трансформаторов и дросселей. Сразу оговорюсь, что в данной конструкции нет ни одного покупного моточного изделия: ВСЕ силовые и звуковые трансформаторы, а также дроссели в цепях питания рассчитаны и намотаны мной лично, поэтому изготовление данного корректора заняло около года. Все трансформаторы и дроссели прошли вакуумную пропитку (за исключением входных МС-трансформаторов) и заключены в пермаллоевые экраны. Вся силовая проводка выполнена серебрянным проводом во фторопластовой изоляции сечением 0,35 кв.мм., позаимствованным у отечественной военной промышленности. Все конденсаторы отобраны по тангенсу угла потерь и токам утечки, а также подобраны по ёмкости в пары поканально. Несущей основой (шасси) для блоков питания и предусилителя являются фрезерованные и полированные алюминивые листы толщиной 8мм, которые вкладываются сверху в корпуса, изготовленные из красного дерева. Свободные места на шасси и внутренняя поверхность корпусов обработаны листами автомобильного вибро- и шумоизолятора «Noisebuster».

Кабель питания, соединяющий два блока, также выполнен серебрянным проводом в посеребрянном экране. Каждая лампа в корректоре получает анодное питание по своему отдельному проводнику, что снижает перекрёстные искажения. Накалы на две выходные 6B4G (6C4C) и остальные лампы поступает по своим проводникам, выполненным в виде витой пары. Кабель помещен в пластмассовый гофр и усажен термоусадкой. На концах кабеля питания висят завинчивающиеся воячечные разъёмы 30Б32Ш1У2 с позолоченными контактами.

Особенности схемного построения корректора

Собственно, каких-то особых хитростей в схеме нет. Конструкция представляет собой трёхкаскадный усилитель с анодными трансформаторными нагрузками с разнесённой по каскадам цепью коррекции RIAA. Элементы R2 и С1 формируют АЧХ в области верхних частот, а цепь R3, R5, С2 — в области нижних частот. Сеточное смещение на всех лампах реализовано с помощью батареек: на первом каскаде стоит элемент 1,5В типоразмера «АА», на втором — литиевый элемент 3,0В «Panasonic» типоразмера С2430, на третьем — четыре последовательно соединённых 12 вольтовых батереи типоразмера 23А. В процессе настройки звука пробовались подгрузка батареек высокоомными резисторами и шунтирование конденсаторами «Black Gate», а также плёночными кондёрами «Wima» — прослушивание показало, что чем меньше «дерьма», тем лучше — при шунтировании конденсаторами появлялась какая-то сухость и небольшая грязь на верхних частотах.

Катоды всех ламп жёстко сидят на «земле»- никаких катодных резисторов и конденсаторов — это ещё один мой незыблемый принцип. Все анодные звуковые трансформаторы намотаны на разрезных ленточных сердечниках сечением 8кв.см. и помещены в пермаллоевые экраны, сваренные лазерной сваркой и покрашеные высокотемпературной порошковой краской. МС-трансформаторы намотаны на пермаллое 79НХ сечением 2,5кв.см. и заключёны в пермаллоевый экран. Трансформаторы имеют отводы для головок 3, 10 и 30 Ом и повышают входной сигнал в 20раз. Полоса пропускания их составляет 14Гц(0дб) — 50кГц(-1,2дб). Так как в основном используется МС головка DV-20XL профессора Таминари, в корректоре распаяны 30-омные отводы.

Первый каскад построен на лампе 6Ж52П, включённой в триод. Почему именно она? Во-первых, изначально ставилась задача построить именно трансформаторный входной каскад и при этом получить максимальное усиление при малом уровне шумов и «микрофона», а на эту роль подходят далёко не все лампы; во-вторых было спаяно и отслушано несколько вариантов входного каскада на октальных и пальчиковых лампах (6Н8С,6Н9С,6С3П,6С4П и Е88СС и т.д.) — в итоге выбор пал на 52-ую вследствие мощного, динамичного и музыкального звучания и очень малого шума. Окончательный вариант получился очень не плох — с трансформатором 1:1,25 усиление первого каскада составляет 91 раз!, согласитесь, практически нереально для любого малошумящего триода (хотя я предпочитаю именно триоды — всегда и везде). Единственная проблема состояла в том, что 6Ж52П обладает очень высокой крутизной (порядка 55мА/В) и склонна к самовозбуждению — поэтому потребовалось изготовить пару сеточных антипаразитных дроссельков (на схеме не указаны). Конструкция обычна — пара десятков витков на оправке, затем пропитаны парафином. Провод применялся от ВЧ контура приёмника выпущенного в 37 году заводом Козицкого. Кстати, сначала был реализован вариант без сеточных дросселей, который содержал газовые стабилитроны СГ3С+СГ2С в анодах, которые удерживали напряжение на безопасном уровне(180В) с точки зрения возбуждения, но ток через лампы при этом был достаточно мал и они не раскрывали себя полностью. Поэтому всё это дело было убрано, напряжение на анодах поднялось до 240В, ток через каждую лампу составил 20мА — тут то, наконец, лампы запели; а стабилитроны остались торчать в корпусе, как памятник). Хочу потом подключить их на анодное питание 6B4G, чтобы светились как индикаторы включения — красиво).

Читать еще:  Homelite csp 4518 запчасти

Оставшиеся два каскада особенностей не имеют, за исключением качественных ламп — Е88СС «Special Quality» производства Philips 50-годов и 6B4G «Sylvania» 1944 года выпуска. Анодный ток Е88СС — 10мА, 6B4G — 50мА. Наверно, многие спросят зачем в выходном каскаде применена достаточно мощная лампа? Ну, во-первых, от моей любви к прямонакальным триодам, во-вторых, чтобы получить низкое выходное сопротивление,так как корректор работает на мой предусилитель, собранный на Е88СС и имеющий достаточно низкое входное сопротивление, так как в нём используется входной трансформатор регулировки уровня, а в-третьих корректор с лёгкостью «тащит» любые наушники, имеющие сопротивление от 16 Ом.

Блок питания корректора

Анодное питание корректора кенотронное — применены очень хорошие кенотроны 5Y3WGTA «CBS» Industrial tube 1955 года выпуска с коричневым цоколем — по сравнению с 5Ц4М они намного лучше прорабатывают бас и середину.
В питание первого каскада были изготовлены дроссели с индуктивностью 100 Гн, при этом их активное сопротивление составляет всего 800 Ом — такая большая индуктивность потребовалась для того, чтобы исключить электролитические конденсаторы (с присущей им «грязью» на верхних частотах) в анодах ламп первого каскада.
Питание обоих каналов осуществляется покаскадно от трёх отдельных выпрямителей (сделано это для того, чтобы питание на каскадах каждого канала было одинаковое), проникание усиленного сигнала из канала в канал практически устранено развязывающими LC-фильтрами. Величина разделения каналов намного превышает возможности любой головки.
Экзотических деталей в блоке питания не применялось — электролитические конденсаторы «Rubicon» и «раздетые» МБГО-2. Правда, недавно была найдена достойная замена электролитов и МБГО неким пропиленом некоей малоизвестной фирмы, но пока распространяться не буду, пока не опробую.

В прослушивании и доводке аппарата использовались два виниловых проигрывателя дядюшки Флеттчера — «Nottingam Horizon + Audio Note IQ2» и «Nottingam Spacedeck + Dynavector DV-20HL». Звук на обоих аппаратах был прозрачный, мощный, быстрый и утонченный. Единственное, на МС головке, естественно, динамика была получше. Порадовала очень хорошая прорисовка пространства — в глубину и ширину. Инструменты звучат правильно и имеют правильные размеры, вокруг них явственно чувствуется «воздух». Но больше всего порадовала середина — очень проработана, звучит легко, от женского вокала бегают мурашки, я думаю, здесь в первую очередь заслуга трансформаторов.

Николай Гладышев,
2004г, С.Петербург.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector