6П44с усилитель двухтактный от василича

6п44с — в ЛУМЗЧ с простецкими анодными колпачками

Представляю вниманию телезрителей ещё одну статью, в которой применено традиционное неправильное изложение материала. Приоритеты поставлены с ног на голову. Привожу вначале описание электронных ламп, вместо описания особенностей выходного трансформатора. Речь пойдёт о примнении 6П44С — это мощная электронная лампа, пригодная для построения усилителя. Она обладает сравнительно небольшими габаритами, при заявленной большой мощности рассеяния анодом. Внешний вид, схема соединения, панельки и китайские анодные колпачки показанына картинке. Лучевой тетрод 6П44С называют телевизионной лампой. Это очень неплохой мотор, для создания качественного двухтактного мощного усилителя звука. Однако лампа эта сравнительно низковольтная и имеет повышенный в сравнении с традиционными лампами ток. Однако более существенной особенностью выходного каскада с этими лампами считают необходимость применения высокоэффективного драйвера, «раскачивающего» низкочувствительные лампы.

Некоторое неудобство ламп 6П44С и им подобных заключается в верхнем расположении анодного вывода. Кроме конструктивных неудобств есть проблема «добычи» анодных колпачков. Китайские колпачки стоят не маленьких денег, причём ничем не оправданных. Мне удалось изготовить простые и надежные колпачки при двухрублёвой себестоимости. Керамика обыкновенная от нагревательных элементов, замазка высокотемпературная, лепестки из жести лужёной, провода МГШВ 0,35 с применением ТУТ.

Для ламп 6П44С есть еще одна проблема, достаточно не просто найти достоверное описание характеристик и режимов. Хотя сама лампочка по режимным параметрам довольно приличная. Особенно высокое напряжение питание для 6П44С не нужно, а вот ток анода можно задать довольно большой. Исходя из этого выходные двухтактные трансформаторы следует применять с небольшим сопротивлением Rаа, буквально в несколько килоом. В этом варианте довольно неплохо удаётся приспособить некоторые типовые трансформаторы, например выходные трансформаторы от болгарского усилителя Респром. Ну и конечно же удобно применить специальные секционированные буржуйские выходные трансформаторы, мощностью около 100Вт. Буржуйские звуковые трансформаторы стоят зелёных денег. Если на выходе применять одиночный трансформатор, то конечно же он должен быть секционированным и симметричным, с перемежающимися обмотками, иначе качество звука в области ВЧ обеспечить не удастся. Традиционная схемотехнка Вильямсона показана ниже. Выходной трансформатор применён низкоомный, готовый Респром, но грамотно распаянный по секциям. На практике большинство типовых Респромов не показали желаемого значения собственной индуктивности. Поэтому может оказаться необходимым применение общей ООС для расширения частотного диапазона усилителя в области НЧ.

Традиционно предпочтительно применять довольно мощные одиночные трансформаторы. Ватт 100-160 это не плохо. Запас по железу должен быть обязательно. Однако применение железа от трансформаторов 0,4 кВА и более, следует считать уже перебором. Трансформаторы такого габарита не оправданно увеличивают массу конечного изделия. Для меня примеры использования таких трансформаторов это в первую очередь примеры безграмотности и малокультурности создателя лампового усилителя небольшой мощности. Никаких разумных аргументов для применения в 20-ваттном ламповом усилителе выходного трансформатора в габарите 0,4кВА — нет. А уж тем более в усилителе, спроектированном на 5 Ватт. Ниже показана схема, в которой применен предварительный каскад с динамической нагрузкой. Здесь настроечный результат получить будет несколько сложнее, зато с усилением ситуация получше. Можно применить и более простые решения, например в виде обыкновенного небалансного фазоинвертора. Для увеличения усилительного ресурса придётся несколько увеличить анодные напряжения. Однако в целом такую схему следует возбуждать от источника довольно значительного сигнала, поскольку усиления будет всё равно недостаточно.

Для фильтрации пульсаций по цепям питания сейчас используют мощные электролиты. В двухтактном усилителе увеличением ёмкости фильтров особенно увлекаться не нужно. Ёмкость основного конденсатора фильтра больше чем 1000 мкФ — это вообще избыточная мера. Двухтактные схемы обеспечивают компенсацию противофазных пульсаций, поэтому требования к фильтрам не велики. Однако хороший конденсатор может потребоваться в динамике УМЗЧ. Лучше, если шина постоянного тока сформирована на мощной батарее конденсаторов, запитанной непосредственно от выпрямителя. Но нередко кондей большой ёмкости ставят после входного дросселя. Выбор места его установки нередко зависит, от того, что телезритель захочет спалить зарядным током в первую очередь. Кроме того, при построении источника питания надо помнить, что дроссель большой индуктивности просто не пропускает мгновенные повышенные токи пиковых нагрузок и увлекаться индуктивностями в 5-10 генри не нужно. Вопреки науке первый конденсатор П-образного фильтра может быть сравнительно небольшой ёмкости. Это позволит ограничить пусковой бросок тока через диоды и поможет сберечь кенотроны при экзотическом блоке питания. Следует помнить общее правило, конденсаторы большой ёмкости требуют плавной зарядки, при условии жёсткого ограничения зарядного тока, следовательно нужны узлы задержки подачи питания, нужна автоматика. В каскадах предварительного усиления, как правило, применяют фильтрующие конденсаторы небольшой ёмкости. Там мизерное потребление тока, поэтому пульсации крайне малы и большие ёмеости не нужны. Однако конденсаторы ёмкостью менее 100 мкФ в настоящее время лучше не применять вовсе. Это барахло и устаревший подход.

Ниже показан вариант схемы с дифференциальной парой согласующих трансформаторов высокой симметрии на выходе. Поскольку трансформаторы применены типовые и причём изрядной мощности (по 100Вт), в такой усилитель можно воткнуть по паре ламп 6П44С в плечо. Надо заметить, что подбор парных трансформаторов обязателен. А настройка усилителя имеет особенности, поскольку понадобятся дополнительные меры борьбе с самовозбуждением. Многое зависит от качества монтажа, пусть даже навесного. Зато в результае правильной сборки будет получена машина около 60 Вт номинальной мощности с исключительными характеристиками.

С накальными цепями выходных ламп можно обращаться вольнее, чем с накалом первых ламп, но нужно грамотное проектирование корпуса. Можно применять парное последовательное включение 6 вольтных нитей накала. Но нужно проверять распределение напряжений в накальных цепях. Это позволит уйти в меньшие токи потребления. Следовательно можно уменьшить фон. Есть возможность уйти в постоянный ток стабилизированных или импульсных источников, или например в высокочастотное (28-100 кГц) питание от импульсных источников. Витые пары для накальных цепей следует применять обязательно. А вот входные лампы нужно зауважать. Применение питания накалов постоянным током, либо испольщование анодного смещения накальных нитей даёт очень неплохие результаты. Еще лучше применение бифилярной намотки специальных накальных трансформаторов. Но это большая пребольшая работа.

Усилитель лучше создавать как конструктор из блоков. Каждый блок лучше настраивать автономно. После сборки в кучу можно быстро отрепетировать взаимодействие блоков. При этом не приходитсяя тупо искать ошибку, которую можно легко допустить при навесном монтаже внутри комбайна. Нужно заметить, что тетрод 6П44С справедливо относят к довольно тугим лампам, требующим специальных усилий по «раскачке». Именно поэтому непосредственно перед выходными лампами следует устанавливать не хилый драйвер. Меру необходимости применения в этом каскаде 6Н23П можно обосновать лёгкостью достижения результата, поскольку это довольно мощная и динамичная лампа. Но есть примеры применения в качестве драйвера лапмочки 6Н1П, которая при тщательной настройке вполне справляется с тугой 6П44С. А сам недостаток усиления выходного каскада на 6П44С можно использовать с плюсом при построении «дубовых» каскадов с о сдвоенными или строенными параллельными лампами в каждом плече. Выравнивающие резисторы не забывать!

Рекомендация по блочному подходу к построению лампового усилителя в полной мере относится к применению выходного трансформатора. В самом начале изготовления усилителя нужно тщательно испытать имеющийся трансформатор (трансформаторную пару). Испытывать его нужно отдельно от всего. Испытывать его нужно с применением вольтметров и амперметром и резисторов нагрузки, при подключении к ЛАТРу. Если это пара трансформаторов, то их сначала собирают в блок, монолитно привязывают к общей пластине, которую позднее монтируют корпусе. Пару трансформаторов также тщательно испытывают под нагрузкой. Выясняют степень симметрии, величину рассеяния и нагрузочную способность. Сразу лучше распаять жгутами все выходы обмоток. Применяют также витые пары из разноцветного провода. А когда блок трансформаторов вставляют в корпус, то разноцветные косички просто просовывают в окна шасси. Провода формуют по мнимуму шумов и наводок в жгуты и обрезают длинные хвосты в необходимый размер, по месту присоединения к колодкам.

Читать еще:  150 Ватт это сколько ампер

Блок питания это всегда отдельный модуль, который полностью отрепетирован и испытан заранее. Блок питания усилителя монтируют в корпус так, как задумано в самом начале, и никаких заморочек при этом нет. Блок питания выдаёт гарантированные напряжения и токи. Все релейные системы блока питания должны быть отстроены заранее по выдержке времени и предельным пусковым и долговременным перегрузкам. При завершении монтажа достаточно раскидать косички витых пар по жгутам и распаять концы по клеммникам.

В итоге получается внятная блочная конструкция, в которой ясно функциональное назначение всех модулей. Налаживать такое устройство при использовании проверенных лампочек не составит особого труда. При первом пуске и особенно в настройке лампового усилителя нужен осциллограф. Крайне просто становится измерить напряжения в узловых точках, а также выловить всевозможные источники воозбуждения. Желательно самостоятельно изготовить щуп с делителем 1:100 для диагностики высоких напряжений. Применение аналоговых миллиамперметров и амперметров для контроля токов в ходе настройки никто не отменял! Это правильный подход. Такой способ гораздо более культурен, нежели применение китайского мультиметра для контроля тока косвенным методом по падению милливольтного напряжения на шунте. Однако в измерительном приборе нужно иметь не слишком длинные провода, и желателен аккуратный монтаж, чтобы избежать возбуждения.

Евгений Бортник, август 2015, Россия, Красноярск

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ СТАРОГО РАДИО

Добро пожаловать на наш новый форум

ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ делаем сами

Модератор: Gnat

  • Перейти на страницу:

ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ делаем сами

Сообщение Gnat » Вт май 08, 2012 8:46 pm

Открываю тему как самому сделать полностью хороший УНЧ ламповый для себя.Как измерить его характеристики отстроить.Начнём с однотакта в процессе изучим измерения на компе. Потому что без спектро анализатора невозможно увидеть характеристики.Очень мало у кого есть аналоговые приборы Генератор НЧ,Измеритель КНИ,Измеритель выхода,но есть у всех компьютеры. Вот его и задействуем. Пока идёт подготовка,скачайте вот этот комплекс измерительный.
http://shmelyoff.narod.ru/
Описание работы со СПЕКТРОАНАЛИЗАТОРОМ
http://rghost.ru/54003473
Без регистрации и проплаты ДЕМО режим.работает 15 секунд потом опять нужно жать кнопку ПУСК.
Либо вот так и будет нормально работать часами
Для запуска
Качаем образ виртуального диска (10 mb) Discrete_Acoustics_Lab.vhd https://yadi.sk/d/DfokKmB2yJVsm
и монтируем его в систему через винду или Winmount/Deamon Tools
запускаем зарегистрированную программу с него.
Для создания виртуального диска может программа понадобится.http://investxp.ru/blogs/spiker20/winmo . -portable/
Попытайтесь запустить на своём компе,попытайтесь понять,как двигаются шкалы,как читается меню. как работает осциллограф,как Селективный вольтметр и спектро анализатор работают. Для этого вам нужно будет изготовить или если есть заводские ,два шнура с джеками.На вход ЛИНЕ. и выход.
И НИ КАКОГО АУДИОФИЛЬСКОГО ТРЁПА В ДАННОЙ ТЕМЕ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО, НЕТ НИ КАКОЙ ЭЗОТЕРИКИ И ЧЕГО ТО НЕИЗВЕДАННОГО ЧЕГО НЕЛЬЗЯ БЫ БЫЛО ИЗМЕРИТЬ . Всё поддаётся объяснению с точки зрения физических законов.

Тема разбухла до 600 страниц из них более 100 страниц удалил как флуд не относящийся к усилителю. Уже невозможно что либо найти нужное в теме,тем более слетал сервер и многие картинки исчезли. Поэтому здесь в первом сообщении выложу основное что необходимо при построении усилителя.Уже разбухла тема до 1500 страниц на 1 января 2018 года .

1) Шасси желательно железное. Детали ,лампы ,трасы желательно располагать так как схема нарисована. Вход впереди возле регулятора громкости,регулятор возле первой лампы,дальше выходные лампы,потом БП и ТВЗ и выходные клеммы. Это избавит вас от головной боли после запуска усилителя. Усилитель не возбудится и не будет фона.
Если есть возможность,БП с силовым трансформатором размещайте вверху а ТВЗ внизу в подвале. Шасси железное будет экраном между ними и не будет наводок магнитного поля с ТС на ТВЗ и в динамиках будет тишина в паузе а не фон 50 Гц. С которым замучаетесь бороться.

2) Основные схемы. Их не так много и они придуманы в начале прошлого века ,в расцвет ламповой техники и ничего нового изобрести нельзя и не нужно._По этим основным схемам выпускались десятилетия все усилители фирмами всего мира.

3) Одно тактный усилитель на выходе одна лампа. Усилитель без ОООС поэтому имеет повышенный КНИ и ИМД и имеет повышенное выходное сопротивление,что не есть хорошо.

_____________

Вводим ОООС с выходной обмотки ТВЗ в катод первой лампы. При этом все каскады усилителя охвачены ООС и ТВЗ в том числе,что способствует уменьшению КНИ и ИМД до 10 раз и улучшает АЧХ

Миф о хорошем звучании усилителя лампового однотактного на ТРИОДЕ на выходе и без ОООС кочует по сайтам уж 15 лет. Это заблуждение!! Триод охвачен внутренней ООС и поэтому прощает ошибки в выборе рабочих точек. Позволяет собрать усилитель и сапожнику и пирожнику без настройки. Но полностью проигрывает усилителю на пентоде или на лучевом тетроде,если эти усилители настроены по приборам. А откуда у сапожника и пирожника приборы и откуда он может знать как настраивать усилитель,вот и клепают они эти усилители на триодах,ДОХЛИКИ как я их называю,потому что триодный усилитель имеет в два — три раза меньшую мощность при применении одной и той же лампы на выходе (например КТ88 или 6П3С включенной триодом или лучевым тетродом)
шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Теперь двух тактная схема. Это основная схема высоко качественных усилителей. Уделом одно тактных усилителей было применение их в приёмниках и телевизорах до 2го класса из за низкого качества воспроизведения звука одно тактными усилителями. Все усилители выпускаемые в мире фирмами,делались только двух тактными и только на пентодах и лучевых тетродах на выходе. Ставить можно любые лампы,схема неизменна .Хоть для 6П14П маленькой,хоть для ГУ50 или КТ88. И любой усилитель требует настройки после того как вы его изготовите. Настраиваем по Спектроанализатору подбирая рабочие токи ламп по наименьшему КНИ и ИМД , именно этих ламп,стоящих в этом усилителе,нумеруем их,что б вынув не попутать,когда опять ставить будете. ЧЕМ БОЛЬШЕ ТОК ВЫХОДНЫХ ЛАМП — ТЕМ МЕНЬШЕ ИСКАЖЕНИЯ,ВЫСТАВЛЯЕМ ВСЕГДА МАКСИМАЛЬНЫЙ ТОК ВЫХОДНЫХ ЛАМП, ДО НАЧАЛА ПОКРАСНЕНИЯ АНОДОВ В ТЕМНОТЕ И НАЗАД ОТКАТЫВАЕМСЯ ПО ТОКУ НА 10-15%.При замене лампы опять настройка. Ведь для себя делаете. Ни один фирменный конвейерный усилитель не настроен,особенно если он на печатной плате смонтирован. Ни кто не будет ковырять печатную плату и подбирать номинал резистора,настраивая на наилучшее звучание и параметры. Примерно посчитали какие надо ставить резисторы и гонят усилители! Для себя любимого настраивайте усилители,порою день два можете затратить на настройку,но за то зазвучит на полную катушку усилитель ваш. Для этого есть у нас тема ИЗМЕРЕНИЯ.Измеряя параметры можем сравнивать и добиваться наименьших искажений. Вот смотрите поменяли всего лишь напряжение на экранных сетках выходных ламп и видим как изменились КНИ и ИМД.


ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

УСИЛИТЕЛИ ДВУХТАКТНЫЕ



шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Это скачайте, Основное из темы собрано.
http://rghost.ru/54505126
шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
КВОД-2 ИКОНА Аудиофилов описание http://www.keith-snook.info/quad-ii-val . ifier.html

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Это полные рабочие схемы двухтактного усилителя. Ставим на выходе любые лампы. Строчные мощные 6П36С,6П45С,6П41С,6П44С , Г807 получаем усилитель 35-55 ватт , всё зависит от величины анодного напряжения. Или ставим 6П1П,6П14П,6П6С,6П3С, получаем усилитель 10-14 ватт. Усилители в классе А работают. ТВЗ данные в теме ТРАНСФОРМАТОРЫ 1я страница.Для двухтакта моноблока на 6П41С применяется ТС90 ТОР зд. ТОРЭЛ .


шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш

Для двухтакта МОНОБЛОКА на ГУ50 по одной лампе в плече, для каждого моноблока ТС нужен 150-180 ватт железо мощностью , моточные данные 220вольт вторичка анодная на ток 0,4а / Смещение 40 вольт 0,03А/ 6,5 вольт 1А / 12,7в 2,5А /.
ТС для моноблока 4ХГУ50 железо 250ватт анодная обмотка / 220 в. 0,8а / 40 в. 0,03а / 12,8в 3а / 6,5в. 1а/ .
ТВЗ 200ватт если по две ГУ50 в каждом плече и анодное напряжение 800 вольт то мотаем /88 вит 0,8 / 1300 + 1300 вит 0,31-0,35мм / 44 и 44 вит. 0,8мм/ выходная мощность будет 80-100 ватт.
Если 600 вольт анодное ,то ТВЗ 200 120 вит 0,8 / 1300+1300 вит 0,31-0,35мм / 65 и 65 вит 0,8мм /
Если по одной ГУ50 в плече то мощность 50 ватт и данные в схеме даны ТВЗ. Это для работы в классе АВ-В для музыкантов.
Для качественного воспроизведения усилитель в классе А должен работать и анодное не выше 400 вольт при токе лампы одной 80-90ма,выходная мощность 40 ватт. В классе А в ламповом усилителе выходная мощность всегда меньше чем мощность в классе АВ и всегда гораздо меньше мощности потребляемой выходным каскадом по анодному питанию от блока питания.
——————————————————————————————————————————————————
ЗДЕСЬ ГУ50 с 6Н2П и уровни сигнала в различных точках УНЧ показаны.

Читать еще:  Iec en 60947 5 1 schneider

———————————————————————————————————————————————————————

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Усилитель настраиваем при мощности 25% от максимальной на наименьшие КНИ и ИМД. Максимальная мощность усилителя измеряется при 10% КНИ или начале ограничения вершинок синусоиды на экране осциллографа , измеряем среднеквадратичное напряжение на эквиваленте нагрузки, возводим в квадрат и делим на R эквивалента вашего. P=U²/R например Umax=10v. R=4om. Pmax= 10²/4= 25 ватт.
ВЫХОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ УНЧ ИЗМЕРЯЕМ ВЫСТАВИВ НА ЭКВИВАЛЕНТЕ 2 вольта,ПОТОМ ОТКЛЮЧАЕМ ЭКВИВАЛЕНТ И СМОТРИМ НАСКОЛЬКО УВЕЛИЧИЛОСЬ НАПРЯЖЕНИЕ НА ВЫХОДЕ УНЧ , ПО ФОРМУЛЕ ВЫЧИСЛЯЕМ ВЫХОДНОЕ Rвых=[(Uхх/Uнагр)-1]×Rнагр
или по этой формуле Rвых=[(Uхх-Uнагр)/Uнагр]×Rнагр пример: [(3-2)/2]×8= 4ом.

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Драйверы УНЧ лампового ,сравнение какой лучше,какой меньше вносит искажений в сигнал усиливаемый.

Усилитель на двух лампах 6П44С в параллель мощностью 10 Ватт

Вступление

После создания однотактника на сдвоенных 6П14П (см. статью на Датагоре Усилитель на двух лампах 6П14П в параллель мощностью 6 Ватт). Захотелось собрать что нибудь помощнее. Позывом к этому стали мои низкочувствительные колонки. В запасе отыскалось с десяток ламп 6П44С. На глаза попалась схемка из Радио №6, 2004. Там об этих лампах автор очень неплохо отзывается. Так и родилась нижеописанная конструкция.

Описание конструкции

Поскольку для раскачки 6П44С требуется большее напряжение чем для раскачки 6П14П, в первом каскаде сначала была применена лампа 6Н2П а не 6Н23П, так как первая имеет несколько большее усиление. Однако при прослушивании усилителя были возвращены лампы 6Н23П как давшие более мягкий и естественный звук. Чувствительности усилителя оказалось достаточно при подачи на него сигнала, с используемого автором DVD плеера.

В этой конструкции мною применены в качестве переходных конденсаторов уже не К73-17, а другие. Конденсатор С1 – типа К40П-2А, а С5, С6 – типа К73-15. Конденсаторы, шунтирующие электролиты С7, С9, C14, C15 – типа К73-17 на соответсвующие напряжения. Выходные трансформаторы намотаны также на несколько меньших сердечниках, чем указаны в статье – оригинале. Все сопротивления типа МЛТ 0,5 и только R9-R12 — МЛТ 2. Вместо ОСМ-0,25 использовалось железо от ОСМ-0,16. В качестве силового трансформатора применен стандартный ТС 180 от телевизора. Только боковые скобы крепления для него взяты от ТС 160 с некоторой доработкой, обусловленной большей высотой сердечника в ТС 180. Можно применить и ТС 160. Просто у меня оказался плохой ТС 160 – сильно гудел несмотря на нормальную стяжку и имел большой ток холостого хода. Выпрямитель анодного питания собран на диодах КД 226. Подойдут диоды с буквами В,Г,Д.

↑ Основные параметры получились следующие:

Выходная мощность до ограничения – 10 Вт
Полоса воспроизводимых частот по уровню -1.5 дБ – 20 Гц – 35 кГц
Чувствительность приблизительно 0,75 – 1,0 В
Нелинейные искажения при половинной мощности :
30 Гц – 100 Гц не более 0,5%
100 Гц – 10 кГц не более 0,2%
10 кГц – 20 кГц не более 0,3%
на 1кГц не более 0,07%
Измерения нелинейных искажений сделаны программой Spectralab.

Установки аудиокарты: 192 кГц /16 бит.
Вес усилителя около 12кГ.

↑ Моточные изделия

Авторские выходные трансформаторы намотаны на железе от трансформаторов ОСМ-0,16 и имеют следующие моточные данные:
I — первичная обмотка, диаметр провода 0.31мм (правда провод типа ПЭЛШО)
II – вторичная обмотка, диаметр провода 0.55мм.
Количество витков в обмотках, соединение и последовательность секций как в статье-оригинале. Межслойная изоляция мной была упрощена. Между слоями первички – слой кальки, между секциями – слой бумаги потолще, типа упаковочной. Можно поэкспериментировать с порядком включения секций для получения максимально широкой полосы усиления.
Силовой трансформатор ТС 180 без каких либо перемоток. Дроссели анодного питания выполнены на железе от телевизионного дросселя ДР2-ЛМ-К и намотаны проводом диаметром 0.33мм. до полного заполнения окна.

↑ Конструкция и детали

Усилитель собран на металлическом шасси и железа толщиной 1мм. С одной стороны шасси крепятся силовой и выходные трансформаторы. С другой – платы усилителей и кронштейн с платой выпрямителя анодного питания и дроссели фильтров. Весь усилитель в целом собран в сборном метеллическом корпусе из железа толщиной 0,6-0,7мм. Ниже приведены фотографии и рисунки печатных плат усилителя и блока питания. В отдельных файлах представлены печатные платы и развертки металлических конструкций в формате CorelDraw. Почти все детали на платах расположены вертикально для уменьшения занимаемой площади. Где какая деталь расположена – разобраться несложно. Электролитические конденсаторы в блоке питания лежат на плате и притянуты хомутиком из одножильного провода в изоляции. Для впаивания хомутика на плате предусмотрены две контактные площадки. Сопротивление R19 предусмотрено для более быстрого разряда конденсаторов фильтра – что предохраняет от ударов тока при наладке усилителя. Колпачков для анодных выводов выходных ламп у меня не нашлось. Поэтому были навиты пружинки из вязальных спиц украденных у жены…

УМЗЧ на «телевизионных» лампах с трансформаторами ТН

(полная авторская версия)

Практические схемы ламповых усилителей на трансформаторах ТН

Схема 1. Двухламповый усилитель на триод-пентодах 6Ф3П или 6Ф5П.

Схема классическая и в подробном описании физики ее работы не нуждается.

В качестве предварительного каскада усиления и фазоинвертора используется дифференциальный каскад. Ток анода каждого триода 1,45 мА. При этом коэффициент усиления каскада от входа до каждого выхода составляет 25. Чувствительность усилителя со входа, при максимальной выходной мощности — 0,45 вольта эффективного значения.

Выходной каскад усилителя работает с автоматическим смещением в режиме класса АВ. Баланс токов выходных ламп устанавливается за счет небольшого (плюс/минус 1,5 вольта) изменения их сеточных смещений.

Блок питания выполнен на базе стандартных трансформаторов ТАН с мостовым полупроводниковым выпрямителем и классическим П-образным C-L-C фильтром. Для низковольтных «токовых» ламп использование в выпрямителе полупроводниковых диодов вместо кенотронов предпочтительнее.

Поскольку схемы и предварительного и выходного каскада симметричные, отпадает необходимость в положительном смещении цепи накала относительно катода для уменьшения фона. Однако, при желании еще более уменьшить фон, такое смещение можно организовать введя в схему дополнительный резистор номиналом 300 килоом и мощностью 0,5 ватта, соединяющий цепь накала ламп с точкой анодного питания предварительного каскада (+ 210 v). Тогда, с имеющимся резистором 100 килоом, заземляющим потенциал цепи накала, будет образован делитель напряжения, и потенциал цепи накала ламп составит + 52 вольта. Таким образом, паразитный диод накал-катод, через который переменная составляющая тока фона попадает в катодную цепь лампы, будет заперт в предварительном каскаде смещением минус 32 вольта, а в выходном — минус 36 вольт.

Параметры усилителя по этой схеме приведены в первых двух строчках таблицы 4.

Замена 6Ф3П на 6Ф5П не приведет к изменению схемы, разве, что, придется перепаять разводку панелек и включение обмоток выходного трансформатора. Возможно, также, в этой схеме применить и «одиночные» пентоды 6П18П, 6П43П, а дифференциальный каскад фазоинвертора выполнить на двойном триоде 6Н23П. Такая схема показана на следующем рисунке. Здесь использована другая серия питающих трансформаторов и на предварительный каскад для лучшей линейности задано в два раза большее напряжение анодного питания.

Читать еще:  Arduino часы с будильником

Схема 2. Трехламповый усилитель на 6Н23П и 6П43П или 6П18П.

Схема полностью аналогична предыдущей, с той лишь разницей, что предварительный дифференциальный каскад выполнен на двойном триоде 6Н23П. Ток анода каждого триода составляет 6,25 мА. Коэффициент усиления такой схемы от входа и до каждого из парафазных выходов составляет 14. Соответственно, чувствительность усилителя со входа, при максимальной выходной мощности — 0,8 вольта эффективного значения.

При желании подать на усилители по Схемам 1 и 2 парафазный входной сигнал, необходимо инверсный сигнал подать на сетку второго триода через имеющийся в схеме конденсатор (0,47 мкФ) отсоединив его нижний по схеме вывод от общей шины. В этом случае чувствительность усилителя по каждому входу составит 2 х 0,4 вольта. В Схеме 1 чувствительность усилителя при парафазном сигнале составит 2 х 0.225 вольта.

Блок питания по составляющим элементам полностью аналогичен предыдущей схеме, однако, по физике своей работы отличается. Предварительный каскад питается повышенным напряжением + 370 вольт от мостового выпрямителя, чтобы обеспечить большую линейность усиления и лучшую симметрию схемы за счет большого значения резистора в общей катодной цепи и, соответственно, большого падения напряжения на нем (+ 70 вольт). Выходной каскад питается от двухполупериодного выпрямителя, образованного двумя диодами моста с заземленными анодами, а потенциал + 200 вольт снимается со средней точки анодной обмотки. Сглаживающий фильтр аналогичен предыдущей схеме.

Диапазон частот по половинной мощности (0,707 по напряжению) от 40 Гц до 25 КГц.
Чувствительность усилителя при максимальной выходной мощности — 0,25 . 0,3 вольта.
Изменяемые параметры усилителей по схемам 1 и 2 сведены в таблицу 4.

6П44с усилитель двухтактный от василича

Схема усила двухтакник на запераллеленных 6П3С (схема прилагается).Думаю сделать не диодный а кенотронный выпрямитель,но возникает такая проблема мне нужно 425в 300мА.а 5Ц3С максимально по паспорту можно 250мА подавать.Что делать?или ставить по 2*5Ц3с в каждый канал?и какой ток и напряжение на трансформаторе питания должно быть?спасибо


типа чем больше ламп — там лучше? дык я там ещё п-фильтр вижу. это непорядок! обязательно нужно на паре ламп стабилизатор сделать. и зачем пассивный темброблок? он же искажения вносит. на вч лампу и на нч лампу, сделаем темброблок активным!

где П-фильтр.На каких лампах стабилизатор делать и как?как темброблок активным сделать?

Александ18, ну действительно, чего ты добъешся применив кинотрон? Раньше его ставили , потому-что диоды были дорогие и дефицитные, а так лампа в выпрямителе довбавит только экзотики но ни как качества постоянки (выпрямитель получится однополупериодным) , к тому-же сопротивление лампы больше чем у диодов следствие-провалы по питанию на большой моще.

А с какой целью собирать этот усилитель, ради ламп?

Александ18,
Самая большая проблема в твоей схеме, это выходной трансформатор.А не то, чем это всё питать.Наверное лучше потренероваться на более простой схеме. В которой можно применить более простой выходной трансформатор.Желательно готовый.

VikBel,просто опыт в сборке ламповых двухтакников есть.а схема не такая уж и сложная.и транформаторы готовые 4т.р. за пару предлагают торовые.так что дешево и сердито)

Александ18, 4т.р. за пару таких тр-ов . Это не совсем дорого. Тем более если они правильно изготовленны.
А почему выбрал именно эту схему ?

Да очень дешево.на сайте аудиоинструмента 1 трансформатор для РР 40вт(. )3300стоит на Ш-сердечнике.а тут тор,и легче и наводок нету.Сказали правильно намотают с разделением на 2 половины и в разную сторону обмотки.Мне показалось что более приемлимая и по цене и мощности выходит.

собственно говоря можно и АВС -ку поставить. что — что, а в дизайн впишется без ущерба.

Селеновый вентиль чтоли?или что?

Ладно,сначала диоды поставлю.
И еще тут в инете на статейку «можно ли мотать звуковой на торе» http://hi-fi.itc.ua/forum/index.php?topic=2208.msg34534 и чето говорят что для однотактников пойдет,а для двухтакников нужен немагнитный зазор.помогите разобраться

почема не тор? в вч усилителях даже духтактных кольцо рулит! но колоьцо мотать. Александ18 , а почему лампа 6п3? просто потому, что есть в наличии? если собирать , то на более мощьной, 6п36с или 6п44с или 45 оттуда можно вытянуть легко 200 Вт! если интересно есть схема, с удовольствием выложу.

. мост. обыкновенный мост. для ламповой техники.

dkflbvbh,спасибо но 200вт для квартиры (тем-более ламповых!) считаю многовато.но если не сложно пришли эту схему,мало ли когда-нибудь пригодиться.
з.ы. мне 6П3с не только из-за наличия нравится,просто у нее звук очень хороший,певучий,напористый бас и «светлые верха»

Ламповой техникой занимались долго и где нибуть, кто нибуть уже делал, если есть
время то конечно можно эксперементировать. Мне нравилась киношная звуковая,
точно не помню, кажется делали на КИНАП, делали подобную технику и чехи. Здорово подзабыл.
У них, в очень старых усилителях пермаллоевые трансформаторы имели один разрез, пластины были тонкие и хорошо покрашенные. Они делали и колонки не бытовые. Сердечники трансформаторов для двухтактных схем собирают без зазора.

ДОБАВЛЕНО 28/01/2009 17:21

очетнь хорошо работает проверено! R 9 движок на корпус

Александ18, http://www.radiostation.ru/home/usilitel.html катай сюда и не майся онанизмом, а то сейчас тебе «знаток» лампового звука ALES еще чего понавешает на уши.

Извеняюсь за вмешательство, господа! Я занимался изготовлением ламповых УНЧ в 70-е 80-е годы для ресторанных музыкантов. Тогда качество звука было превыше всего. Много практикуя я нашол (с моей точки зрения) найболее удовлетворяющие своими парамер трансформаторы для выходного звена — военные 400 герцовые Ш-образные с разрезом только среднего зуба трансформатомы из тонкой електротехнической стали. Сей час найти их практически не возможно, армию уже давно разворовали. Собрать такое железо дело не очень лёгкое но качество звучания УНЧ стоит этого. Ничакого зазора в железе выходного транса делать нельзя! Даное железо собирают «зубом на встречу» тоесть в перекрышку. Обмотки мотают симетрично-посекционно. Первичную и вторичную обмотки одним диаметром провода с последующей проваркой (после сборки) в парафине или ему подобных вещах. Много об этом писалось в тех. литературе в 70-е годы («Радио», «Моделист конструктор» и т.д.).

схема унч сложная. Я рекомендую сделать унч взяв за основу схему А.Монакова на 6п36с из ТВ деталей. Выходной каскад замени на 6п3с в ультролинейном включении, а каскад SRPP оставь без изменения. Из всего что я пробовал -это самая удачная схема. Пробовал 6Р3С-работает не калится. Испытал 6п41с,6п6с,6ф6.6п3с, в данный момент уже года три слушаю с каскадом на г807звук отличный. Схема удачная легкая в настройке и можно получить большую мощность.

Из ламп по звучанию мне больше всего нравились 6Р3С.Оценка субьективная и из бытовых только один усилитель слушал(он оказался на этих лампах,название не запомнил,но отечественный).Остальные — эстрадные самопалы,КИНАП и ЛОМО.

По поводу моста. Как-то попалась разгромная статейка. Один очень серьёзный мыломан доказывал по теории и на практике выбор: диоды, АВС или кенотрон. В сторону последнего выбор однозначный. Подробности сказать,разумеется, не могу. С кенотроном степень демпфирования усилка обалденно круче. (Хотя,по логике вещей, какая разница с чего получить постоянку?)

Это статья Морисона, я тоже читал не помню в Радиохобби или в инете.Он настойчиво рекомендует кенотрон.

Делай на EL34 лучше ламп для усилителя я ещё не всречал.Здесь надёжнасть и качество действительно в одном «флаконе»
Eсть еще лампы KT88 KT90,но ето больше для гламура.Самое сложное это выходной транс.Приходилось ремонтировать усилители фирмы MARSHALL,сказочная сборка,сложная намотка выходного трансформатора.Так что я за ЛАМПУ.

Александр18, что ты решил, какую схему выбрал, СРПП или с раздельной нагрузкой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector